Определение пригодности грунтов для засыпки металлических гофрированных сооружений
Проблема отсутствия или высокая стоимость необходимого грунта для засыпки гофрированных арок и труб становится всё более актуальной. Большинство осадок и деформаций гофрированных сооружений связано именно с ней. Соответственно, вопрос пригодности материалов для отсыпки грунтовых обойм гофрированных конструкций стоит сегодня в ряду важнейших в дорожной отрасли.
![]()
Зам. директора по проектированию |
![]()
Ведущий инженер «СевЗапРегионСтроя» |
Объемы строительства арочных сооружений и труб с применением металлических гофрированных конструкций (МГК) растут с каждым годом, достигаются новые рекорды. 15 лет назад массовое строительство ограничивалось круглыми трубами диаметром до 3 метров. В наши дни размеры гофрированных сооружений 10-12 метров стали обычными, пролёты МГК производства ЗАО «Гофросталь» уже превышают 17 метров. Такое стремительное развитие обусловлено не только меньшей ценой по сравнению с традиционными конструкциями, но и удобной транспортировкой материалов для работы, быстрой монтажа, и низкой стоимостью эксплуатации.
Основой безопасности строительства и эксплуатации гибких засыпных конструкций является совместная работа с грунтом обоймы вокруг оболочки. Если недавно нормативы и расчетные комплексы имели ряд сложностей, то современная расчетно-конструктивная база позволяет надежно проектировать и рассчитывать грунто-стальные структуры с учетом односторонней работы грунта на сжатие и сдвиг. Программные комплексы вычисляют параметры напряженно-деформированного состояния всех элементов сооружения на любом этапе возведения и эксплуатации. Чтобы назначить параметры будущих грунтов засыпки, проектом достаточно установить только технические требования к физико-механическим свойствам.
Современная нормативная база ограничивает зерновой состав грунтов для засыпки, а требования к сжимаемости грунтов устанавливаются проектным модулем деформации грунта, который может варьироваться от 15 до 100 МПа в зависимости от размеров сооружения, высоты засыпки. Требования к коэффициенту уплотнения от 0,95 до 0,98. Сочетание этих трех параметров и определяют будущие свойства обоймы грунто-стальной конструкции.
Ограничение количества глинистых частиц предупреждает возможность морозного пучения и обеспечивает фильтрацию воды. Максимальный размер обломков должен быть таким, чтобы они свободно умещались, не заклиниваясь во впадине гофра.
Этим требованиям соответствуют пески средней крупности, крупные, гравелистые, щебенисто-галечниковые и дресвяно-гравийные грунты, не содержащие обломков размером более 50 мм. Грунты не должны содержать более 10% частиц размером менее 0,1 мм, в том числе более 2% глинистых размером менее 0,005 мм [1].
В проектах арочных сооружений и труб большого диаметра для обеспечения надежности проектировщиками применяется ПЩС (песчано-щебеночная смесь) по [2], или ПГС (песчано-гравийная смесь) по [3]. Модуль деформации грунта E, определяется расчетами.
С этого момента основной задачей становится обеспечение соответствия применяемого грунта засыпки требованиям норм и проекта. И возникает проблема, описанная в предисловии.
Для решения этого вопроса следует определить грунты, которые имеются в наличии и выполнить испытания. Компрессионные испытания грунтов необходимо сделать даже в том случае, если применяется хорошо фракционированный материал, так как сжимаемость грунта зависит не только от зернового состава, но и от других механических свойств грунта.
Пренебрежение компрессионными испытаниями грунта обязательно приведет к неконтролируемым осадкам арки в случае, если модуль деформации грунта окажется ниже проектного. Если не принимать меры, то возможны прогибы свода, а так же обрушение конструкций под собственным весом. Осадка сооружения проходит в течение 4-6 месяцев, реже – за год или более, в зависимости от стабилизации грунтов всей насыпи. За это время сооружение уже может быть введено в эксплуатацию, а устранить последствия можно только заменой грунта обоймы. Случай с обрушением путепровода под г. Симферополем (фото 1, фото 2) приобрел широкую известность, в том числе по этой причине.
Рассмотрим пример засыпки путепровода пролетом 17 метров (фото 3). Проектом установлены следующие требования к грунту: зерновой состав в соответствии с [1], модуль деформации грунтовой обоймы в зоне механизированного уплотнения не менее 50МПа, для зоны ручного уплотнения 90МПа.
Для устройства обоймы были исследованы три материала (см. график):
- ПЩС С6 по ГОСТ 25607-2009 [2] – кривая 1;
- ПГС по ГОСТ 23735-79 [3] – кривая 2;
- Песок мелкий по ГОСТ 8736-2014 [4] – кривая 3.
Проектом предусматриваются достаточно жесткие требования по деформативным свойствам грунта, заранее был риск, что испытания не покажут требуемых значений. Поэтому Заданием было дополнительно предусмотрено ускоренное определение предела прочности в возрасте 7 суток с последующим вычислением модуля деформации ПГС с цементом 6% по массе и смеси ПЩС с цементом 4% по массе. Приготовление и испытания цементогрунта были проведены в соответствии с [5].
Согласно Заданию, для выбора оптимального грунта засыпки МГК из имеющихся вариантов при лабораторных испытаниях определены следующие характеристики образцов:
- Зерновой состав, весовые параметры, естественная влажность, оптимальная влажность для максимального уплотнения;
- Угол внутреннего трения и значения модулей деформации в интервале давлений 0.1 - 0.6 МПа для проб грунта;
- Угол внутреннего трения и значения модулей деформации в интервале давлений 0.1 - 0.6 МПа для смеси грунта и цемента в соответствии с Заданием.
ТАБЛИЦА ПРИГОДНОСТИ ОБРАЗЦОВ ГРУНТА ДЛЯ ЗАСЫПКИ
(ВСЕ ПРОТОКОЛЫ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ПО ССЫЛКАМ В ТАБЛИЦЕ)
№ кривой |
Грунтовый материал |
Соотв. ОДМ, [1] № прот. |
Егр, МПа № прот. |
Цементогрунт по [5] |
||
Кол-во цемента, % |
Прочн. R7,МПа № прот |
Ец-гр, МПа |
||||
1. |
ЩПС С6 по [2] |
Да |
53,33 |
4,0 |
1,9 |
120 |
2. |
ПГС по [3] |
Да |
17,31 |
6,0 |
0,85 - |
60 |
3. |
Песок по [4] |
Нет |
16,63 |
не испытывался |
Модуль деформации принят средним по результатам испытаний в интервале давлений 0,2-0,4 МПа. Согласно расчетам, расчетное давление в грунте обойм составляет 0,28МПа. Модуль деформации цементогрунта определен по табл.1 ВСН 164-69 [5] с учетом ф.4.
По результатам испытаний приняты следующие решения. Грунтовая обойма отсыпалась из ПГС по [3] при оптимальной влажности с коэффициентом уплотнения не менее 0.95 максимальной стандартной плотности. В зоне 0–500 мм от стенки МГК грунтовая обойма выполнялась из смеси ПЩС С6 по [2] с добавлением 4% цемента с коэффициентом уплотнения не менее 0.95. Технология устройства обоймы и контроль за деформациями арки выполнялись в соответствии со специально разработанным технологическим регламентом (pdf 18 МБ).
Специалисты ЗАО «Гофросталь» готовы оказать содействие в любых вопросах по проектированию и строительству сооружений из МГК, а так же в разработке и утверждении технологических схем производства работ, в определении оптимального грунтового материала для обеспечения надежной работы пролетного строения сооружения.
Литература
- ОДМ 218.2.001-2009 «Рекомендации по проектированию и строительству водопропускных сооружений из металлических гофрированных структур на автомобильных дорогах общего пользования с учетом региональных условий (дорожно-климатических зон)».
- ГОСТ 25607-2009 «Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов».
- ГОСТ 23735-79 «Смеси песчано-гравийные для строительных работ».
- ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия».
- ВСН 164-69 «Технические указания по устройству дорожных оснований из обломочных материалов, укрепленных цементом».