Положительные изменения в нормах проектирования мостов и путепроводов
Введение.
ЗАО «Гофросталь» - производитель металлических гофрированных структур для труб, путепроводов, скотопрогонов и других мостовых конструкций. Совершенствование нормативной базы возможно только при наличии достоверных исследовательских данных, большого опыта проектирования, строительства и эксплуатации таких сооружений. На протяжении десяти лет ЗАО «Гофросталь» ведет такую работу.
Изменения норм проектирования гофрированных конструкций.
Нормы проектирования слишком инерционны, сложны для совершенствования и внесения изменений. Современные технологии опережают нормативные требования, поэтому разработка таких проектов становится серьезным риском остаться невостребованными на этапе прохождения экспертизы. Очевидно, что нормы и правила должны быть базой для разработки новых материалов и технологий, особенно в такой важной для России отрасли, как дорожное строительство.
В этой статье речь пойдет о современной и экономичной технологии – арочные мосты и путепроводы с применением металлических гофрированных структур, зарекомендовавшими себя множеством преимуществ.
Основным аргументом отказа от проектирования таких конструкций являлось сопротивление ФАУ «Главгосэкспертиза России». Основной претензией экспертов является отсутствие нормативного обоснования подобных конструкций в утвержденном Перечне национальных стандартов и сводов правил, в который входит СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы». После вступления в силу технического регламента Таможенного союза ТР-ТС 014-2011 "Безопасность автомобильных дорог", ситуация стала более неоднозначной.
За 15 лет работы ЗАО «Гофросталь» накопился огромный опыт положительной работы гофрированных конструкций, проведены десятки исследований, статических и динамических испытаний, написаны диссертации, научные статьи, запроектированы и построены сотни таких сооружений.
ЗАО «Гофросталь» – постоянный участник конференций по актуальным вопросам и проблемам проектирования транспортных сооружений. Несмотря на традиционные нарекания в адрес современной нормативной базы, в ее развитие до сих пор вносит огромный вклад лишь небольшая группа ученых и несколько инженеров крупных мостовых организаций. Разработчиками организуются публичные слушания, на ученые советы приглашаются все желающие, однако, никакого ажиотажа эти мероприятия среди большинства специалистов не вызывают. ЗАО «Гофросталь» принимает активное участие в создании необходимого нормативно-информационного пространства в сфере действия Сводов Правил для проектирования конструкций с применением металлических гофрированных структур.
Результаты этой работы включены в Изменения №1 к СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы» [1], который вступает в силу в июне 2017 года.
Одним из основных достижений стало включение стальных гофрированных конструкций в понятие «мосты».
В большинстве формулировок ранее в нормах звучало словосочетание «металлические гофрированные трубы», что в экспертном сообществе воспринималось как запрет на применение металлических гофрированных конструкций для проектирования и строительства мостов и мостовых сооружений.
В измененном СП 35.13330.2011 [1] п. 5.4 дополнен абзацем следующего содержания: «Трубы под насыпями и засыпные мосты допускается проектировать с использованием металлических гофрированных элементов». Далее по тексту сфера применения звучит как «металлических гофрированных труб и мостов».
В приложении Б введены новые термины:
металлический гофрированный элемент: Стальной лист волнистого профиля, изогнутый по кривой очертания сооружения (трубы или моста) и защищенный от коррозии;
мостовое сооружение из металлических гофрированных элементов: Засыпной мост в виде арки (бесшарнирной или с шарнирами), имеющий опоры и работающий совместно с грунтовой обоймой. Применяется для пропуска водотока, транспорта, пешеходов, скотопрогонов, миграции животных;
Введение данных дополнений однозначно определяют область применения современных технологий производства большепролетных гофрированных конструкций, в том числе для мостов и путепроводов.
При проектировании металлических гофрированных конструкций (МГК) существуют ограничения, накладываемые для водопропускных труб, в частности, касающиеся наледей, п. 5.16 [1], теперь же весь опыт применения гофрированных конструкций на водотоках с наледями можно применить в проектах сооружений из МГК, запроектированных по нормам, применяемым для «мостовых сооружений».
Часто встречаемой претензией являлось противоречие формулировке п. 8.2 СП 35.13330.2011 [1] о необходимости «обеспечивать возможность осмотра, очистки, окраски и ремонта конструкций; исключать в элементах, узлах и соединениях зоны, в которых возможно скопление воды и других загрязнений». Засыпные конструкции арочных сводов не предусматривают открытый доступ со стороны грунтовой обоймы. Поэтому 8.2 дополнен абзацем после восьмого: «Предусматривать защитные покрытия со стороны грунтовой засыпки для мостовых сооружений из металлических гофрированных конструкций», а в приложении 6, таблице 6.1 обозначены требования к долговечности:
в) мостовые сооружения из металлических гофрированных конструкций
Срок службы, год – 50
Срок до первого ремонта, годы – 30
Изменения №1 в СП 35.13330.2011 [1] коснулись и некоторых неточностей в формулировках, названиях и примечаниях к таблицам, которые были так же актуализированы.
В июне 2017 года вступает в действие новый Свод Правил СП 268.1325800.2016 «Транспортные сооружения в сейсмических районах, правила проектирования» [2]. Этот норматив регламентирует применение гофрированных конструкций в сейсмических районах при условии обеспечения прочности и устойчивости при землетрясении расчетной силы.
Металлические гофрированные трубы применяются до 8 баллов включительно без ограничений по диаметру и форме сечения, при сейсмичности свыше 8 баллов – только круглые трубы диаметром до 1,5 метров.
Арочные мосты допускается проектировать без ограничений по бальности района. Ограничено применение пониженных и коробчатых сводов. Соотношение радиусов верхней части свода и боковой зоны должно быть не более 4.
Главным новшеством в нормах стало появление методики определения срока службы стальных гофрированных водопропускных труб. Указания по оценке долговечности приведены в справочном приложении Г к СП 268.1325800.2016 «Транспортные сооружения в сейсмических районах, правила проектирования» [2]. Свод правил вступает в силу в июне 2017 года.
Заключение.
ЗАО «Гофросталь» уже более 15 лет занимается малыми мостовыми сооружениями с применением металлических гофрированных конструкций отечественного производства. За этот период накоплен огромный опыт проектирования и строительства, однако некоторые задачи еще не решены и продолжают появляться. Продолжается работа по разработке требований к мостовым сооружениям из МГК в сфере действия ТР ТР 014-2011 "Безопасность автомобильных дорог".
Мы обращаемся ко всем специалистам, работающим в сфере применения МГК для дорожно-мостового строительства, а также ко всем, кто неравнодушен к теме совершенствования нормативной документации, просим направлять в наш адрес вопросы, возникающие по этой теме. Весь материал будет тщательно проанализирован, обобщен и после того, как решение будет найдено, результат будет обязательно предложен для включения в нормативную документацию.
Замечания и пожелания прошу направлять в наш адрес. Контактные данные указаны в начале статьи. .
Литература
1. Изменение № 1 к СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы» (Приказ Минстроя России от 3 декабря 2016 г. № 879/пр), http://www.minstroyrf.ru/docs/13865/.
2. СП 268.1325800.2016 «Транспортные сооружения в сейсмических районах. Правила проектирования» (Приказ Минстроя России от 16 декабря 2016 г. № 986/пр), http://www.minstroyrf.ru/docs/13667/.
Мост через р. Яхта, Нижегородская область