ЗАО «гофросталь»
Предприятие промышленного холдинга «Опытный завод» Гидромонтаж»
8-800-775-57-66 бесплатная линия

Москва: +7 (495) 995-12-79

Селятино: +7 (495) 720-49-74

Киров: +7 (8332) 711-790

E-mail: info@gofrostal.ru

Положительные изменения в нормах проектирования мостов и путепроводов

07.06.2017

Введение.

ЗАО «Гофросталь» - производитель металлических гофрированных структур для труб, путепроводов, скотопрогонов и других мостовых конструкций. Совершенствование нормативной базы возможно только при наличии достоверных исследовательских данных, большого опыта проектирования, строительства и эксплуатации таких сооружений. На протяжении десяти лет ЗАО «Гофросталь» ведет такую работу.

Изменения норм проектирования гофрированных конструкций.

Нормы проектирования слишком инерционны, сложны для совершенствования и внесения изменений. Современные технологии опережают нормативные требования, поэтому разработка таких проектов становится серьезным риском остаться невостребованными на этапе прохождения экспертизы. Очевидно, что нормы и правила должны быть базой для разработки новых материалов и технологий, особенно в такой важной для России отрасли, как дорожное строительство.

В этой статье речь пойдет о современной и экономичной технологии – арочные мосты и путепроводы с применением металлических гофрированных структур, зарекомендовавшими себя множеством преимуществ.

Основным аргументом отказа от проектирования таких конструкций являлось сопротивление ФАУ «Главгосэкспертиза России». Основной претензией экспертов является отсутствие нормативного обоснования подобных конструкций в утвержденном Перечне национальных стандартов и сводов правил, в который входит СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы». После вступления в силу технического регламента Таможенного союза ТР-ТС 014-2011 "Безопасность автомобильных дорог", ситуация стала более неоднозначной.

За 15 лет работы ЗАО «Гофросталь» накопился огромный опыт положительной работы гофрированных конструкций, проведены десятки исследований, статических и динамических испытаний, написаны диссертации, научные статьи, запроектированы и построены сотни таких сооружений.

ЗАО «Гофросталь» – постоянный участник конференций по актуальным вопросам и проблемам проектирования транспортных сооружений. Несмотря на традиционные нарекания в адрес современной нормативной базы, в ее развитие до сих пор вносит огромный вклад лишь небольшая группа ученых и несколько инженеров крупных мостовых организаций. Разработчиками организуются публичные слушания, на ученые советы приглашаются все желающие, однако, никакого ажиотажа эти мероприятия среди большинства специалистов не вызывают. ЗАО «Гофросталь» принимает активное участие в создании необходимого нормативно-информационного пространства в сфере действия Сводов Правил для проектирования конструкций с применением металлических гофрированных структур.

Результаты этой работы включены в Изменения №1 к СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы» [1], который вступает в силу в июне 2017 года.

Одним из основных достижений стало включение стальных гофрированных конструкций в понятие «мосты».

В большинстве формулировок ранее в нормах звучало словосочетание «металлические гофрированные трубы», что в экспертном сообществе воспринималось как запрет на применение металлических гофрированных конструкций для проектирования и строительства мостов и мостовых сооружений.

В измененном СП 35.13330.2011 [1] п. 5.4 дополнен абзацем следующего содержания: «Трубы под насыпями и засыпные мосты допускается проектировать с использованием металлических гофрированных элементов». Далее по тексту сфера применения звучит как «металлических гофрированных труб и мостов».

В приложении Б введены новые термины:

металлический гофрированный элемент: Стальной лист волнистого профиля, изогнутый по кривой очертания сооружения (трубы или моста) и защищенный от коррозии;

мостовое сооружение из металлических гофрированных элементов: Засыпной мост в виде арки (бесшарнирной или с шарнирами), имеющий опоры и работающий совместно с грунтовой обоймой. Применяется для пропуска водотока, транспорта, пешеходов, скотопрогонов, миграции животных;

Введение данных дополнений однозначно определяют область применения современных технологий производства большепролетных гофрированных конструкций, в том числе для мостов и путепроводов.

При проектировании металлических гофрированных конструкций (МГК) существуют ограничения, накладываемые для водопропускных труб, в частности, касающиеся наледей, п. 5.16 [1], теперь же весь опыт применения гофрированных конструкций на водотоках с наледями можно применить в проектах сооружений из МГК, запроектированных по нормам, применяемым для «мостовых сооружений».

Часто встречаемой претензией являлось противоречие формулировке п. 8.2 СП 35.13330.2011 [1] о необходимости «обеспечивать возможность осмотра, очистки, окраски и ремонта конструкций; исключать в элементах, узлах и соединениях зоны, в которых возможно скопление воды и других загрязнений». Засыпные конструкции арочных сводов не предусматривают открытый доступ со стороны грунтовой обоймы. Поэтому 8.2 дополнен абзацем после восьмого: «Предусматривать защитные покрытия со стороны грунтовой засыпки для мостовых сооружений из металлических гофрированных конструкций», а в приложении 6, таблице 6.1 обозначены требования к долговечности:

в) мостовые сооружения из металлических гофрированных конструкций

Срок службы, год – 50          

Срок до первого ремонта, годы – 30

Изменения №1 в СП 35.13330.2011 [1] коснулись и некоторых неточностей в формулировках, названиях и примечаниях к таблицам, которые были так же актуализированы.

В июне 2017 года вступает в действие новый Свод Правил СП 268.1325800.2016 «Транспортные сооружения в сейсмических районах, правила проектирования» [2]. Этот норматив регламентирует применение гофрированных конструкций в сейсмических районах при условии обеспечения прочности и устойчивости при землетрясении расчетной силы.

Металлические гофрированные трубы применяются до 8 баллов включительно без ограничений по диаметру и форме сечения, при сейсмичности свыше 8 баллов – только круглые трубы диаметром до 1,5 метров.

Арочные мосты допускается проектировать без ограничений по бальности района. Ограничено применение пониженных и коробчатых сводов. Соотношение радиусов верхней части свода и боковой зоны должно быть не более 4.

Главным новшеством в нормах стало появление методики определения срока службы стальных гофрированных водопропускных труб. Указания по оценке долговечности приведены в справочном приложении Г к СП 268.1325800.2016 «Транспортные сооружения в сейсмических районах, правила проектирования» [2]. Свод правил вступает в силу в июне 2017 года.

Заключение.

ЗАО «Гофросталь» уже более 15 лет занимается малыми мостовыми сооружениями с применением металлических гофрированных конструкций отечественного производства. За этот период накоплен огромный опыт проектирования и строительства, однако некоторые задачи еще не решены и продолжают появляться. Продолжается работа по разработке требований к мостовым сооружениям из МГК в сфере действия ТР ТР 014-2011 "Безопасность автомобильных дорог".

Мы обращаемся ко всем специалистам, работающим в сфере применения МГК для дорожно-мостового строительства, а также ко всем, кто неравнодушен к теме совершенствования нормативной документации, просим направлять в наш адрес вопросы, возникающие по этой теме. Весь материал будет тщательно проанализирован, обобщен и после того, как решение будет найдено, результат будет обязательно предложен для включения в нормативную документацию.

Замечания и пожелания прошу направлять в наш адрес. Контактные данные указаны в начале статьи. .


Литература
1. Изменение № 1 к СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы» (Приказ Минстроя России от 3 декабря 2016 г. № 879/пр), http://www.minstroyrf.ru/docs/13865/.
2. СП 268.1325800.2016 «Транспортные сооружения в сейсмических районах. Правила проектирования» (Приказ Минстроя России от 16 декабря 2016 г. № 986/пр), http://www.minstroyrf.ru/docs/13667/.


Мост через р. Яхта

Мост через р. Яхта, Нижегородская область


Возврат к списку